Консультация детского психолога: если малыша обидели…

Ситуация не конфликтная 🙂 Т.е., я не хватаюсь за голову «что делать?», но т.к. она периодически всплывает у многих деток из нашего окружения, то…. может было не лишним ее проконсультировать.
Речь идет о детях 3-4 лет. О тех, с кем мои дети наиболее контактируют, т.е. проявляют к ним свое расположение. В меру драчуны, в меру капризки и пр. 🙂
Малыши часто откровенно хотят поделиться своей радостью с друзьями-одногодками. Например, мальчик принес друзьям показать новую машинку: «Посмотрите, какая красивая!» А его дружок заявляет: «Она безобразная!» «Как так? Нет! Она красивая!» «Безобразная!» У малыша слезы на глазах. Он самое дорогое принес с друзьями порадоваться, а ему такое заявляют. Ну ладно, можно сказать, что у другого мальчика уже не в первый раз подмечено это желание сделать больно самым близким людям. Хотя ребенок совсем не плохой…
Другой пример. Моя дочь (4 года) дома сделала симпатичную поделку-аппликацию и понесла ее в школу поделиться радостью, что она научилась делать такую красивую вещь… Учительница, естественно, ее поддержала, всем деткам показали, типа и все мы сможем так сделать. Но очень славная девчушка (уж никогда в ней язвительности не замечалось) выдает: «Гадкая и некрасивая картинка…» Блин… Мое дите расстроилось капитально. А потом в этот же день «отплатила» той же монетой своей младшей сестренке (3 года), когда та принесла замечательный (для своего возраста) рисунок в подарок сестре. Рассмотрела рисунок внимательно и равнодушно говорит:»А мне не нравится…» Малышка, чуть в голос не зарыдала…
Так мне хотелось бы понять, откуда берется это жестокое и неоправданное желание сделать духовную боль ближнему и небезразличному человеку? Ведь дети еще совсем малы. Взрослое окружение со своими тараканами, но не скандалисты-дебоширы, алкоголики-тунеядцы, искренне интересуются своими детьми, любят их. И как помочь ребенку легче выходить из этого шока от необоснованного жестокого отношения к его творческому индивидуальному миру? Слезы утрет мама (если она близко), или же обиженный малыш с кулаками полезет на обидчика (случай с машинкой), или…. как с моей дочерью, сделает больно другому…
Петровна

Маленькие дети не думают, что делают больно другому ребенку, они не умеют специально, продуманно строить «козни». У детей слабо развиты произвольные процессы, они не умеют сдерживать эмоции (как положительные, так и отрицательные). Дети — тоже люди, они испытывают ЗАВИСТЬ, обиду, горе, счастье, радость, т.д. Но в отличие от взрослых не могут скрыть эти чувства. Ребенок позавидовал красивой машинке и чтобы успокоить себя (срабатывает подсознательный механизм самозащиты психики) говорит «некрасивая машинка», при этом машинка ему нравится, очень даже нравится. Хочу отметить, что детское общество довольно жестоко, и именно потому, что дети не понимают всей боли, которую причиняют НЕНАМЕРЕННО другим, малыши эгоистичны (это нормально и необходимо на данном этапе развития — до 5-7 лет), они думают в первую очередь о себе, о том, что им плохо. Ваша дочурка, получив «урок», применяет его на практике, чтобы удостовериться «если мне было плохо и обидно, будет ли также плохо другому человеку». Таким образом дети познают мир, адаптируются к социуму, учатся жить в человеческом обществе, где есть свои законы, правила. Не нужно обвинять обидевшего ребенка, поддержите обиженного, объясните, что ему не хотели зла, просто у девочки в школе было плохое настроение, а мальчик захотел такую же машинку (стоит попробовать объяснять такие понятия. как зависть, обида, любовь к сестре, т.д.) Я стараюсь объяснить своей старшей дочери, почему так произошло, мы анализируем ситуацию, проговариваем ее. Детишки загадочные создания. У нас был случай, когда несколько девочек, занимающихся танцами с моей дочей с жаром обсуждали, у кого красивее костюм, доказывая, что именно ЭТОТ костюм (свой) самый-самый. При этом ВСЕ ПЛАТЬЯ БЫЛИ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫМИ! Сначала мое «Солнышко» расстроилась, а потом сделала поразительный вывод — получилась чуть ли не лекция о том, что цвет костюма меняется в зависимости от освещения, что можно кружиться (тогда юбка пышнее), а можно спокойно стоять, что отделка все равно яркая и блестит и т.д. Т.о., ребенок (5 лет) сама нашла выход из ситуации, успокоила себя и пыталась успокоить остальных. Вот так! Поэтому не стоит расстраиваться, поддержите ребенка и помогите ему понять, почему так произошло. Удачи! 😛
Ольга Анисимович — педагог-психолог по проблемам дошкольников (до 7 лет)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *