Приучение к опрятности и горшку с первых дней жизни

Горшок, опрятность - с первых дней

Татьяна Андреева: Я по образованию врач и из курса нервных болезней помню, что регуляция работы тазовых органов устроена таким образом, что раньше четырех месяцев авторы институтского учебника даже не могли ожидать какого-либо намека на контроль мочевого пузыря и прямой кишки. А о сознательном контроле речь может идти к полутора-двум годам. Однако мой опыт и опыт моих знакомых опровергает выводы неврологов.

Впервые это положение попало под сомнение, когда после рождения моей дочери прошло два месяца, закончились отпуска у бабушки и папы, и мы, наконец, остались вдвоем. И вскоре я обнаружила, что такая кроха совершенно определенным образом сообщает мне, что ей необходимо освободить мочевой пузырь. Получая такой сигнал, я немедленно шла с ней в ванную комнату, держала ее над раковиной, и дочка сохраняла пеленки сухими. Так получалось, что во время ее бодрствования она практически не мочила и не пачкала пеленок.
Впоследствии, приучение к горшку не встречало какого-либо сопротивления. Честно говоря, я не помню каких-либо трудностей в связи с этим.

Также я наблюдала, как коллега пыталась справиться с плачущей двух- или трехмесячной дочуркой. Ничто не могло успокоить ребенка. Я предложила подержать ребенка над тазиком. Но маме этого не хотелось и она уговаривала девочку сделать все в подгузник. Так мы наблюдали, как в течение получаса девочка пыталась уговорить свою маму не заставлять ее "пачкать штанишки".

Другая коллега родила девочку в марте этого года и в первых же ее письмах ко мне после возвращения из роддома стала сообщать о том, как малышка "просится". Им удавалось даже успеть после сигнала ребенка вернуться с прогулки, раздеться и добраться сухими до тазика. Можно предположить, что все это достижения девочек.

12 июля у меня родился мальчик. Уже в течение первой недели жизни при достаточном внимании к тем сигналам, которые подает младенец, возможно выделить те из них, за которыми через непродолжительное время следует мочеиспускание.

Перечисленные мной наблюдения свидетельствуют о том, что дети (во всяком случае те, о которых мне известно) с самого рождения могут различать состояние, которое связано с наполнением мочевого пузыря или какими-то другими физиологическими явлениями, предшествующими мочеиспусканию. Звук, который при этом производит ребенок, может распознаваться матерью (а также папой, бабушками и другими родственниками) и быть использован для того, чтобы поощрить ребенка к мочеиспусканию в специально подготовленных условиях.

Если родители будут внимательны к подобным сигналам ребенка, то по механизму условных рефлексов эта способность ребенка будет закрепляться и впоследствии может быть использована при обучении пользованию горшком.

Разумеется, от новорожденного ребенка трудно ожидать 100% оповещания о намерении помочиться. По моим наблюдениям, это чаще происходит, если ребенок бодрствует и не занят кормлением. При сосании груди или соски таким сигналом может быть попытка вытолкнуть объект изо рта.

Также, по-видимому, стоит упомянуть о том, что навык будет закрепляться и развиваться лишь в том случае, если помочиться в тазик для ребенка будет комфортнее, чем в подгузник. Если же, наоборот, его неудобно держать над тазиком, он, скорее всего, будет избегать подобных мер контроля.

По-видимому, современные одноразовые подгузники также создают условия для того, чтобы дети не обращали внимание на ощущения в собственном теле, предшествующие мочеиспусканию. Но это наблюдения моих знакомых. Мне же пока еще предстоит приобрести собственный опыт на тему "ребенок и подгузник". Пока мой сын точно так же сообщает о желании помочиться, находясь в одноразовом подгузнике, как и в многоразовом марлевом.

Желаю успехов всем родителям и их детям в поиске понимания друг друга.

2 комментария

  1. Гера:

    Во-первых, от себя и от всех читателей поздравляю Вас, Танечка, с рождением сына. И огромное спасибо за Ваше подробное письмо, за то, что нашли время написать нам такую полезную информацию. Я думаю, что почти все родители согласятся с Вами — даже новорожденные дети действительно подают нам ‘сигналы’ своих желаний. А уж то, как мы научимся правильно различать эти сигналы и, главное, адекватно отвечать на них — это уже проблема наша, родителей… Постоянная нехватка времени, спешка и элементарная усталость делает многих взрослых ‘глухими’ к просьбам своих малюток. И в данном случае приходят на помощь одноразовые подгузники (на помощь родителям :))

  2. Olga:

    Моя дочка совершенно не терпит мокрых пеленок. Первый месяц ребенок требовал смены пеленок незамедлительно. К месяцу дочка поняла, что покричать надо до процесса, чтобы я успела раздеть ее и отнести к раковине. Однако, я совершенно не могла понять, почему во время кормления вдруг, вроде бы еще не наевшийся ребенок начинает ‘сходить с ума’: вертит головой, выплевывает сосок, выгибается, плачет. А, оказывается, она хотела, чтобы я отнесла ее пописать! Очень интересно, что ребенок пытается отблагодарить за внимание к его просьбам. Иногда я путаю призыв пообщаться с желанием помочиться и отношу ребенка в ванную, а дочка все равно пытается пописать изо всех сил, хотя и не хочет, как бы в знак благодарности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *