Как пробудить интерес ребенка к самостоятельному чтению

Гера: Что, где, когда и почему - миллионы самых удивительных вопросов волнуют наших детей. Однако, считаю вовсе не обязательным, и даже очень вредным(!) всегда им на них отвечать. Пока взрослые тщательно разжевывают пояснения, стимул к самообучению с каждым днем угасает.. 🙁

Возраст "почемучки" - лучший период, когда убеждение "книга - источник знаний" впитывается малышней как само собой разумеющееся. С чего же начать, чтобы у ребенка появилось искреннее желание читать самостоятельно? Со сказок?
"А, сказку мама на ночь прочтет, или бабушка расскажет.. Не хочу сам читать, НЕ БУДУ!"

Что ж, мы пойдем другим путем 😉

В один погожий денек, рисуя очередную машину и даже не поднимая на меня глаз, Герман выпалил мне неизвестно откуда взявшийся вопрос:
- Мам, а как на Земле атмосфера появилась?
- Ааааааа, эээээээээ, мммммммм - облака... испарения... не уверена..
Сынок, давай возьмем энциклопедию. Так-с, том "Геология".. Смотри, в конце каждого тома есть алфавитный указатель. На какую букву слово "атмосфера"?
- А!
- Точно, теперь ищи здесь "А".. Видишь, как много слов на букву "А"? Поэтому нам, чтобы найти нужное, надо правильно в уме написать все буквы этого слова. Какая буква после А в нашем слове? Да, "Т" - ищи теперь в этом списке слова с первыми буквами "Ат"..

Вскоре нужное было найдено, страница открыта, и любознательный четырехлетний ребенок получил ответ на свой мучительный вопрос. Признаюсь, для меня самой стало открытием, что атмосфера появилась от бурной вулканической деятельности древней Земли. Я это не знала или забыла? (а может, прогуляла тот урок в школе?) 😉

С тех пор энциклопедии - любимые книги моего сына: картинки там красочные, шрифт для детей - читаемый. "Почему желтеют листья, из чего сделаны звезды, почему люди не летают так, как птицы.."

Какие плюсы у обучения чтению по справочной литературе:
- развитие памяти (в том числе запоминание порядка букв в алфавите, хронологии и содержания тем);
- чтобы найти ответ, ребенку невольно приходится правильно выговаривать и запоминать написание сложных слов;
- разгребание "каши в голове" с помощью логической систематизации полученных знаний: про листья мы найдем в ботанике, про звезды узнаем из астрономии..;
- возможность сравнивать тексты из разных книг и делать на их основе СВОИ ответы-выводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *