Что может получиться, если в няни подается художник

Я некоторое время подрабатывала няней в семьях моих знакомых. Т.к. это занятие для меня было внове – стала занимать деток тем, что умела сама. Я – художник и по профессии и по призванию.
Возраст деток был: в одной семье 3 года и 9 месяцев, в другой 3 и 1,5 года.
Я никогда не ставила перед собой задачи НАУЧИТЬ РИСОВАТЬ. Мне надо было занять детей до прихода родителей. Первые опыты «живописи» сразу же скорректировали мои требования и к деткам, и к себе.
Мальчик 3х лет был очень неуверен в себе. Требовал, чтобы я рисовала, а он смотрел. У него в то время очень четко просматривалась плохая социальная адаптация (шугался мальчишка всех незнакомых взрослых и многих детей).

фломастер, полимерные мелки, гуашь. Цыплята пищат «пи-пи-пи» (только что дети наблюдали живых цыпляток). Отпечатки подушечек пальцев так подходят в передаче писка, пушистости и округлости. А еще цыплятки так быстро бегают, что пальчики сами выскакивают за контур рисунка и движутся вперед…

Мы с ним часто рисовали разноцветными карандашами. «Вот дерево, цветы, птицы… Митя, рисуй глазки птичке, а я листья дереву закончу!» «Дорисуй колеса машине…» Пока мальчишка не успевал осознать, что он «не умеет» рисовать, он выполнял все мои просьбы. А потом я радостно говорила, какой у нас замечательный рисунок получался и особенно восхищалась тем, что изобразил Митя. Постепенно он понял. Что его художественные способности ничем не слабее моих.
Когда мы рисовали гуашью, то для меня, помимо поощрения его уверенности, было главным научить бережной работе с материалом (кисточкой, краской, водой, пользоваться тряпочкой для вытирания кисти и т.п.) Сразу оговорюсь, что занятие занимали минут 15, не более.

фломастер, пастель. Тут просто шедевр детского самовыражения. Такой эмоциональный подход в изображении движения вызывает восхищение. Ясно обозначены три объекта: сам змей, его хвост и ленточки на хвосте. Но линии каждого наслаиваются, что дает чисто импрессионистическую игру цвета, света и чувство мгновения.

И каждый раз мы с серьезным видом приготавливали свое рабочее место (расстилали клеенку на полу, раскладывали инструменты). А как только я улавливала, что дите уже утомился, сразу прекращала занятие. Даже, если он протестовал. Зато мы ставили логическую точку, и он очень уважительно относился ко всему, что мы делали.
Маленькая сестричка этого мальчика, тогда ей исполнилось 9 месяцев, естественно, вклинивалась в наши занятия. Пришлось подключить и ее. Тогда у нее были серьезные проблемы с вестибулярным аппаратом. Она не могла самостоятельно сидеть, совершенно были нескоординированы движения ручек… (Сейчас у нее все в порядке. Ей уже около 10 лет. Обаятельная, подвижная девочка).
Мне было интересно научить ее выполнять осознанно некоторые движения: брать кисточку, окунать в баночку с краской, делать линию или точку (что пожелает) на бумаге, мыть кисточку в банке с водой, вытирать тряпочкой, окунать в баночку с другой краской и т.д. Сложно? К моему удивлению девочка быстро этому научилась. Линии, разноцветные капельки на бумаге – ей очень нравилось… (Сейчас, имея своих двух деток, понимаю, что эта девочка показывала «выдающиеся» результаты).
Еще мы лепили из пластилина. Митя шарики и «колбаски», а потом и объемные картинки, и простенькие фигурки. А сестричка развивала мелкую моторику – отрывала маленькие кусочки пластилина и намазывала его на клеенку (и не только). Наши занятия продолжались около трех месяцев. Мальчик сохранил уважение к изобразительному искусству, а девочка потом потрясала своей раскованностью в живописи руководителей изостудий (ей тогда года 4 было).
С мальчишками из другой семьи занималась по той же схеме. Подготовка рабочего места, само занятие, уборка рабочего инструмента. И каждый раз – восхищение (и искреннее удивление) шедеврами моих подопечных. Когда мальчишки изъявляли желание порисовать или полепить помимо занятия, это не возбранялось. Я только следила за сохранностью инструмента.
К каждому ребенку предъявляла немного разные требования. Старшему (3года) нравилось выполнять поставленную задачу. Ему надо было давать четкие данные: делаем это и это для того, чтобы…, а потом у нас получится…. На занятиях он прекрасно выполнял, что от него требуется, а в свободные (от меня) порывы творчества повторял то, что мы делали и…. обогащал все это супервариациями.
Его братик 1,5 года от природы обладал способностями к живописи. Малыша надо было только научить пользоваться художественными инструментами и вовремя «переходить» на другой лист бумаги, чтобы не портить уже созданный шедевр. Мальчишка быстро уловил, что такое «законченное произведение», и за 10 мин. занятия у нас скапливалась приличная стопка отличных рисунков (похожих на китайские иероглифы).
Во всех детках я пыталась поддержать уверенность в способности рисовать, в их собственной уникальности. Чтоб никто не разочаровывался, что у него «не получилось», выбирала задания и упражнения, заведомо выполнимые малышами.
Ничего нового мне придумывать не пришлось. Просто надо было понять, что надо каждому ребятенку. А упражнения можно брать из любого источника по обучению изобразительному и прикладному искусству.
Я видела видео-кассету «мастерской И. Шадхана» (надеюсь, что не наврала фамилию). Прекрасный материал для работы. У него целый цикл по разным предметам.
А уж если ваш ребенок полюбил занятия, то потихоньку даете информацию о формах, объеме, цветоведении и т.д. (конечно, об этом можно говорить и помимо уроков). Эти знания не сугубо профессиональные. Они пригодятся дитю в любой деятельности и помогут общему развитию.
Со своей дочей, когда ей было 9 месяцев, я, помня о былых удачах, тоже попробовала рисовать гуашью. Дите не вдохновилось, а только перепачкала всех и вся. Пробовала заинтересовать ее, рисуя сама карандашом или ручкой. Дите почти не реагировала… Пришлось отложить наши занятия. А потом у нас родилась еще одна девочка, и о живописи приходится только мечтать….

Лирическое отступление о преподавании в испанском садике.

С года моя старшенькая пошла в садик. У них оказалась прекрасная воспитательница. Почти сразу мое чадо стало проявлять завидные способности на уроках изобразительного искусства. Я порадовалась, что если мои руки не доходят, то хоть кто-то с дочей позанимается.
Специально спросила, как проходят занятия… У них есть два откидывающихся от стенки стола. Детки садятся, а воспитатель объясняет задание. Обычно это приобщено к общей теме, которую они проходят (части тела, персонажи разучиваемых песенок, одежда, фрукты-овощи, животные, вещи и принадлежности летнего отдыха).
Конечно, не все малыши способны высидеть занятие и дождаться, когда до него доберется воспитатель. Поэтому задания выполняются всеми не одновременно. Воспитатель с 2-3мя детками работает, а другие развлекаются игрушками.
Они рисуют восковыми мелками, краской (типа гуашь) прямо ладошками по большим листам бумаги, клеят аппликации (используют клей ПВА).

фломастер, мелок, гуашь. Пальчиковая живопись. Ко всему прочему добавляется задание наклеить черные пятнышки. Дите справилось по-своему. Но то, что пятна принадлежат именно божьей коровке — усвоено. И еще радует, как ребенок «закрасил» спинку. Ладошки разошлись от центра к краям. Что передает не статику, а движение. И то, что ребенок признает это качество не только в себе, но и в других объектах.

Воспитатель рисует контур предмета (рыбка, шар и т.д.), а дите закрашивает предмет цветом или приклеивает цветную бумагу (обычно воспитатель намазывает клеем). Приобретается навык не «вылезать» за контур, усваиваются различия и названия цветов, работает мелкая моторика, понимается, что такое «внутри» и «снаружи», появляется обдуманность и точность действий и т.д.
Периодически устраивается «сеанс свободного творчества». На стену прикрепляется большой кусок рулонной бумаги. И детки «отрываются» краской или мелками. У каждого дитенка один заданный цвет.
В конце каждой «четверти» все детки получают папку со своими рисунками домой.
Да, еще, после выполнения каждого задания, рисунки висят в группе для всеобщего обозрения. Родители могут повосхищаться шедеврами принародно (и сравнить втихаря успехи своего чада с другими)

Какие задания я давала в пору своей «педагогической» деятельности и на что обратилось внимание.

Первые задания были на познание краски. Капельки, дождики, насыщенность цвета…
Почти всегда мы крепили бумагу на планшет или дощечку (бумага почти не деформируется, и можно взять дощечку в руки, наклонять ее и смотреть, какие следы оставляют капли краски).
Делали монотипию (отпечаток краски на лист с других поверхностей) Много вариаций с этой техникой есть в разных методиках. Она хороша тем, что ВСЕГДА получается хороший результат. Ребенок остается доволен своей работой.

фломастер, мелок, аппликация. Это одно из заданий, дающее ребенку представление о разнообразии и качестве материалов. Художественной ценности мало, но исследовательское начало — налицо

Делали мы объемные картинки. Пластилин тонким слоем намазывается на картон или плотную бумагу. Затем шариками, «колбасками» можно сверху сделать цветочек, кораблик, звездочку и т.д. (зависит от возраста дитенка). Потом все покрывалось водо-дисперсионной (водоэмульсионной) краской. Когда она высохнет, можно работать гуашью.
Это задание на несколько занятий. Малыши быстро устают намазывать пластилин (прекрасный тренинг для пальчиков) – надо взять картон небольшого размера. Катание шариков и «колбасок» — тоже работа не простая. А раскрашивание объемной картинки вносит совершенно новые ощущения пространства. (С детьми 7-8 лет (пришлось и с такими работать) я использовала это задание для объяснения «воздушной перспективы», только тогда была картинка «кораблик и море»)
Если хочется сохранить шедевр или сделать кому-нибудь подарок, можно покрыть картинку лаком.
Были задания на различие линий (точка, прерывистая линия, линия свободная, «колючая» (с углами)) Здесь мы пользовались цветными карандашами.
В основном, вводила новые понятия и делала разные акценты во время вариаций уже предложенных заданий.
Я никогда не вводила в работу простой карандаш. Считаю, что, хоть так и сложнее, но ребенок способен сделать выбор мысленно где, что, как и каким цветом он будет рисовать. Не хочу препираться. Но мне всегда очень жалко детишек, когда они рисуют стереотипный домик, солнышко, человечка и т.п., и, зачастую, сначала простым карандашом. «Так нас научила учительница…» А потом уже у ребенка не хватает силы воли переступить через серый цвет графита…
Надо почаще напоминать, показывать, что есть другие люди, рисующие по-другому. У дитя всегда должно быть пространство для личного творчества, а это достигается сознанием, что он не единственный художник, а уникальный. Тогда он и работу других будет ценить, а не только свою.

Немного подробнее о некоторых вещах.

Занятие

Малыши не могут долго сидеть на одном месте. И если вначале занятия каждое движение было приключением, то очень быстро все превращается в набор непонятных и утомительных действий.
В зависимости от возраста ребенка, его состояния психического и физического, урок может занимать различное время. Совсем малышу будет достаточно и 10 минут, 3х-летка выдержит 15-20 минут. Дите 7-8 лет (пришлось однажды вести кружок школьников), если очень увлечен, может продержаться академический час (45 мин.). Но моя практика показала, что 30 минут хватает «за глаза».
Урок изобразительного искусства, на мой взгляд, можно проводить каждый день, было бы обоюдное желание. Привязка к определенному часу не обязательна. Если вы не готовы к занятию, а ребенок «бьет копытом», то пусть творит сам. А вы его потом похвалите за шедевр. Или за чистоту рабочего места…

Рабочее место

Стол, пол, мольберт (я сама не практиковала с детками, но, почему бы и нет?) Лучше позаботиться о чистоте до начала творчества, покрыть пол или стол клеенкой. Освещение – натуральный свет или, если необходимо использовать искусственное освещение, проследите, чтобы тени не мешали работе.

Рабочий инструмент для работы красками

Кисти

Кисти лучше сразу приобрести хорошие: колонок (дорого!), белочка или другие качественные заменители. Для малыша большие кисти – слишком сложно. Лучше номера 3, 4, 5. Маленькие кисти – не удовлетворяют всех творческих порывов.

Банка для воды

Лучше взять емкость пластмассовую (чтоб не разбилась), достаточно широкую и устойчивую (детки зачастую слишком усиленно «моют» кисти). И, не крошечный стаканчик, а так, чтоб пол-литра да вместилось… Подойдут детские ведерки, обрезанные емкости от пластиковых бутылей и т.п.

Палитра

Эта штука тоже дороговата… Можно заменить куском оргстекла, пластмассы. Стекло не советую, опасно. Хотя сама пользовалась, только бумагу светлую подкладывала, чтоб краски видно было… Для небольшого размаха эмоций и «жестких» заданий, хватало и крышечки от маргарина Воймикс.
Плоские палитры используемые для живописи водными красками — не деревянные (это для масла), не впитывающие влагу. Краски выкладываются (выдавливаются, если это акварель или гуашь в тюбике) по палитре, оставляя свободной середину. Это пространство для смешивания красок, получения и пробы нужного оттенка. Вот здесь, посередке, происходит вся мешанина. Как только перебрали с цветом и водой — вытереть середку тряпкой и снова в творчество ( всегда должна быть тряпка приличного размера).
Есть определенные правила очередности размещения красок на палитре по цветам. Я никогда ими не пользовалась. Может и зря. Но мне это не мешает. Выработался свой собственный порядок.
Палитры с ячейками очень удобны для декоративных работ. Разводишь в углублении нужный цвет и им пользуешься. В моей личной живописной практике и в работе с детками малышам это не пригождается. Только когда нужно было серьезно следить за цветом при росписи декоративных вещей или пользовалась стилизацией под определенный век… А это уже другая опера…

Краски

Водные, как наименее ядовитые. В основном, гуашь. Акварель слишком аристократка, нужен навык, чтобы с ней справиться.
Т.к. художественные материалы – больное место (стоят дорого!), сразу приучались к строгости: краски в баночке (кюветке) НЕ СМЕШИВАТЬ! Только на палитре.
Гуашь у меня всегда находится не в сухом состоянии, а как густая, полноценная сметана. Можно зачерпывать немного и выкладывать горочкой на палитре. Только разные цвета подальше друг от друга, чтобы, когда работаешь с водой, произвольно не смешивались.
Краску кушать лучше не стоит. Я долгие годы облизывала кисточку, регулируя насыщенность воды, ничего со мной не случилось, но… На уроке технологии живописи нам пришлось столкнуться с химическим составом краски… В гуашь и акварель добавляют фенолфталеин, как консервант. А это ядовито. Да и пигменты (красящий порошок) сейчас, в основном, синтезированные. Вся эта гадость осядет в костях и других органах.
Покупать новые наборы гуаши — накладно. Лучше купите в специальном художественном магазине гуашь в отдельных банках. Есть фасовки разного веса. Выбираете основные цвета. Конечно у них есть свои профессиональные названия (кадмий желтый, кадмий красный, сиена натуральная и т.п.). Не смущайтесь, смотрите по цветовому полю на этикетке, так проще. И, на практике, дешевле выходит. Вы выбираете только цвета, что Вам действительно необходимы, а не то, что в набор вложат.
Потом зачерпываете нужное количество краски из банки, и — на палитру. Краска закончилась, опять зачерпнули и на то же место. Осталась краска нетронутой (сомневаюсь) — аккуратно подхватили (линейкой, палочкой, чистой кистью) и в банку.
Да, еще, гуашью очень приятно писать плоскими кистями…

Бумага

Принципиально никаких ограничений. НО у каждой бумаги свой характер и назначение.
Суперприятная бумага — акварельная. Стоит дорого. Поэтому, даже студент-живописец ее на пробные этюды не тратит… Бывает ручного отлива и механического. Краска ложится, как песня поется… С лучших сортов бумаги неудавшийся рисунок можно смыть без следа и снова живописать…
Ватман — самая качественная бумага для рисунка и неплохая для живописи… Главное отличие — сбоку рельефом слово Ватман (дорогая). Обычно ватманом зовут любую чертежно-рисовальную листовую бумагу. Студенты и ученики художественных школ пользуются ею.
Хранить бумагу «трубочкой» не рекомендую — сложнее потом использовать.
Бумага для пастели. Продается разных цветов. Цена порядочная, варьируется от качества бумаги. Используется под пастель (цветные мелки), графит и цветные карандаши. В принципе, водные краски ложатся неплохо. Но денежки тратить жалко. Если только очень хочется поживописать на цветной бумаге и поэкспериментировать…
Бумага мелованная. Водные краски ложатся плохо, т.к. верхний слой бумаги содержит мел и много клея. Вода скатывается, собирается капельками. НО и это можно использовать, как своеобразный декоративный прием.
Салфетки, бумага туалетная — очень рыхлые бумаги, содержат минимум клея. Прекрасно впитывают влагу. Рисовать водными красками почти невозможно — расплываются. НО… и это качество можно использовать в искусстве. Хотите, попробуйте провести занятие на различие бумаг. Небольшие фрагменты различных бумаг (обратная сторона картонных календарей, стенка коробки, писчая, рисовальная из альбома и т.д.) Пусть детки на практике посмотрят, что бумаги очень разные. И живопись, и рисунок по ним имеют различный характер.
Затем, различие приемов и эффектов живописи по сырой, сухой, мятой бумаге… Это может стать увлекательным для ребят.

Тряпка для вытирания красок и кистей

Должна быть, довольно, большая, мягкая и хорошо впитывать влагу (кусок старой простыни, футболки и т.п.)Карандаши, мелки, фломастеры — прекрасный материал для мелкой моторики руки (прямой ход в зону речи головного мозга). По линиям, которые рисует дите, вообще, ребенка можно «прочитать». Узнать о его мироощущении, его реальном возрасте, в чем комплексы неполноценности.

Карандаши

Наряду с традиционными карандашами, знакомыми с детства, где сердечко можно было размусолить во рту, появились пластиковые, не размывающиеся водой. К ним требования те же, результат похож, но… Пластик нельзя растушевать, как прессованный пигмент. И он, несколько, «туповат».
Есть еще акварельные карандаши. Стоят дорого. Если их использовать по сухой бумаге, то нет никакой разницы с обыкновенными. Но по сырой бумаге моментально расплываются, как акварель.
Мне часто приходилось ими пользоваться для «доработки» акварельной живописи. По уже высохшей поверхности.
Детки прекрасно справляются и без этих изысков.Очень приятно и неожиданно — рисовать палочками от веника (тушью, чернилами, акварелью). Палочку можно очинить ножом, разлохматить ее и т.п.

Нож-резак

Вещь необходимая в хозяйстве. Но только для взрослых! Таким ножиком можно аккуратно разрезать большой лист бумаги (по металлической линейке), вырезать рамку-паспорту, не деформируя края бумаги ножницами.
Сейчас продаются очень удобные ножички с выдвижным лезвием, которое, когда затупится, можно обломить. Лезвия можно менять.
Когда у меня такой «роскоши» не было, то пользовалась скальпелем, заточенной пилкой для металла (ручкой служила намотанная изолента).

Фломастеры

Сейчас их в продаже огромное количество. И назначение различно.
Фломастеры я не очень жалую, т.к. мне кажется, что они слишком ограниченны (всегда один цвет, и заданная толщина линии). Но знаю, что есть целые методики работы с детками, именно, фломастерами.
Сейчас моя доча, тоже дома фломастерами рисует. Я на это глаза закрываю, когда сама вернусь к живописи, разберемся. Правда у нас фломастеры, смывающиеся водой. Очень удобная штука…

Пластилин

Для детского творчества нет никакой разницы, какой тип пластилина вы приобретете. Ну, а чтоб отчистить свое чадо побыстрее. Следует поинтересоваться свойствами оного при покупке. Лучше, конечно, обратить внимание и на яркость окраски пластилина. Химически синтезированные яркие пигменты имеют особенность «въедаться» в другие предметы, оставлять несмываемые пятна.

Теперь немного поподробнее о работе цветными карандашами (мелками).

Это наиболее неопасный для дома и компактный материал. Своим деткам я выделяю для рисования альбомы (лучше с твердой обложкой), большую тетрадь с перекидывающимися листами, листы писчей бумаги и т.п. (Мелованную бумагу не предлагаю, дабы не расстроить ребенка слабым результатом).
Наличие многих цветов дает ребенку возможность выбора. Он может подобрать наиболее симпатичный ему цвет, выражающий состояние данного момента.
Черный цвет я на время извлекаю из набора. Мне кажется, что ребенок попадает в некоторую зависимость от этого всепоглощающего цвета. Когда дите уже научился радоваться разности и непохожести, черный цвет возвращается и естественным путем вплетается в рисунок не как подавитель, а как составляющая окружающего мира.
Линии, которые оставляет карандаш, очень живые и чувственные – нажал чуть посильнее – цвет ярче, чуть дотронулся до бумаги – штриха почти не видно, но энергетическая линия присутствует.

пастель. Что тут интересного? Линии! Многообразие. Ребенок умеет выразить различные оттенки своего настроения. Рука двигалась где-то быстро, где-то медленно. Малышка как- бы расшифровывала для себя и для нас, что с ней происходит в этот момент. И посмотрите, уже идет осознание самостоятельности каждого цвета. Цвета сосуществуют вместе, не заглушая друг друга. Вот так же мой ребенок ощущает себя рядом с другими детьми…

Для меня очень важно, какие линии оставляет на листе ребенок, как он распоряжается всем пространством листа, какой цвет выбрал.
Когда я сама была дитенком, то рисование мне помогало понять себя, разобраться в своих чувствах, поделиться с окружающими тем, что еще не сложилось в слова. Теперь же, не раз сталкиваюсь с этой темой в выступлениях детских психологов.
Хотите, проанализируйте, как рисует ваш ребенок. Вот линии уверенные, энергичные (как работают «дворники» на лобовом стекле машины) Это дите

выражает свое знание предмета и свою власть над ним. Обычно так выделяются «главные» элементы рисунка.
Нежные, плавные, отрывистые линии — фактура материала (шерстка животных) – чувства нежности самого дитенка.
Этакие спирали, повторяющиеся и накладывающиеся, зачастую. Выявляют персональный характер изображаемого (то, что ребенок осознает. Но считает чужим).
Точки – могут быть разными: активный, сильный удар или раздумье (здесь я еще не разобрался…)
Взрослый потом может взять детский рисунок и поводить рукой с карандашом над изображенными линиями. Можно ощутить много интересного, понять, как дите себя чувствует в этом мире, что уже усвоено, где чувствует неуверенность.
Можно проводить такой анализ и на раскрасках. Совсем не обязательно настаивать на аккуратном закрашивании и «правильном» выборе цвета.
На мой взгляд, если дите активно «вылезает» за контур, то это признак его жадности к жизни, стремление к сотрудничеству и признание этого качества в других.
А вот детки неуверенные «закалякивают» предмет. Даже не приближаясь к контуру… Им уже нужна серьезная помощь, чтобы найти себя.
Для меня живопись, рисунок одно из проявлений личности. Если есть проблемы у дитенка, то, зачастую, найти путь их решения можно через творчество. А гармония развития принесет новые открытия в любых направлениях.

Наталия Мельникова

P.S.: Автор статьи не педагог-профессионал и не психолог. И мои наблюдения и выводы являются моим субъективным мнением.

P.P.S.: Автор рисунков — Патрисия Ланга, 1,5 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *