Адаптация в детском саду

Ольга: «Хотелось бы узнать мнение мам которые столкнулись с проблемой адаптации маленького ребенка в детском саду. Дело в том, что моей девочке сейчас 1 год 9 месяцев, и я пытаюсь приучить ее к садику и вот что из этого получается: первый день много восторга, много детей, много новых игрушек, все замечательно. Я сидела в группе и наблюдала за ней, мне казалось, что проблем у меня не будет. Мы пробыли там пол дня (до сна) вместо 2-х часов (как обычно выдерживают дети). Второй день мы пришли пораньше и застали плачущего ребенка, который не хотел расставаться с мамой. В итоге, дочь долго стояла возле меня и не хотела отходить (хотя плачущий ребенок довольно быстро успокоился). Третий день - она снова ринулась играть, и я решила отлучиться. Как только она увидела, что меня нет начала орать (в буквальном смысле слова) и успокоилась только когда я пришла. Четвертый день - она все время хныкала, куда-то постоянно меня тянула и даже не хотела играть.

Что будет дольше я не знаю. Хотелось бы узнать, как проходят период адаптации другие дети. Интересно мнение психолога по этому поводу - как приучить и в то же время не сломать психику. Скольких мам не спрашиваю, все приучали через истерику - просто приходили и оставляли ребенка воспитателю. А как это сделать безболезненно - никто и не знает».

Гера: Смею утверждать, что я знаю: не надо торопить события (записывать в детсад слишком рано), не навязывать ребенку общество других детей и взрослых против его воли и еще много других «НЕ». Но ведь не такой ответ вам нужен…

Истерики у малышей, связанные с детским садом, чаще всего происходят тогда, когда родители не дают ребенку выбора, окуная его в новый коллектив без всякой (для ребенка!!! а не для вас) веской причины.
Если уж для вашей семьи вопрос садика стоит так однозначно – надо обязательно и другие варианты для вас неприемлемы (домашнее воспитание, няня, бабушки…), то «мягкую» адаптацию я посоветую провести примерно так:

Отложить выход мамы на работу примерно месяца на 3-4 (после записи в детсад).

Причина 1. У вас будет возможность водить ребенка в период привыкания всего на полдня, да хоть на 1-2 часа, и даже не каждый день! Не хочет сегодня ребенок идти в общество – не надо, завтра не хочет – еще подождем. День на третий можно снова сходить «на экскурсию» – например, когда дети из группы будут на улице играть, или во время музыкального (или спортивного) занятия. Так, постепенно(!) малыш начнет привыкать к новым людям и месту. А дома тем временем ведем активный пиар: рассказываем, какая чудесная там воспитательница, как она нас ждет и даже скучает, и еда там особенная, и игрушки «совсем другие», и занятия уж такие интересные, и пианино там есть волшебное, и все в таком духе.

Узнайте у воспитателей расписание и в первые дни приводите ребенка специально к тому часу, когда вашему малышу там наверняка будет интересно (например, ваш малыш любит рисование или лепку). После занятия обязательно вернитесь за ребенком и предложите на выбор: пойти домой или еще поиграть. Здесь хочу особо обратить внимание на фразу родителя:

как надо - «Ты хочешь здесь еще ПОИГРАТЬ (порисовать, побегать, потанцевать и т.д.?)» - смысл фразы в предложении действия, которое ЛЮБИТ ребенок;
как не надо – «Ты хочешь ОСТАТЬСЯ здесь (в садике, с детьми, с воспитательницей и т.д.) – а эту фразу малыш воспримет, как предложение остаться «без вас» (естественно, он будет против).

Причина 2. В первые недели, а то и месяцы, большинство домашних детей в большом коллективе начинают болеть. Даже если привыкание к детсаду ограничится лишь частым насморком, то и его необходимо лечить дома, а не инфицировать остальных детей в группе. Будет ли у вас возможность часто брать больничный, если вы только что вышли на работу?

Родителям (чаще всего я имею в виду маму :), у которых ребенок со слезами ходит в детсад, я советую наступить на свои принципы (или всего лишь их пересмотреть?) и, если вопрос РАБОТЫ стоит так остро, поискать такие способы заработка (и они найдутся!!!), которые можно осуществить дома. Дома! В родных стенах, рядом со своим малышом.

В качестве примера приведу себя :). В конце октября моему сыну будет уже 4 года, и в детсад он пошел впервые только в три с половиной. И это событие произошло только по его личной просьбе, никаких садиков в МОИХ планах и желаниях не было. А дело было так - мы гуляли по улице и увидели на окне детсада красиво вырезанные детскими руками крупные буквы, которые привлекли внимание моего сына: «ПРИГЛАШАЕМ В НАШ САД». Меня же заинтересовала табличка «обучение по вальфдорфской методике» (с которой я хорошо знакома, но не о ней сейчас речь). В окно неожиданно выглянули несколько детей и стали нам корчить рожицы. Мой сын в ответ… «Маааааам, я хочу к ним!» Что ж, такое веселое место, давай зайдем. У заведующей мы попросились «посмотреть, как у вас тут». «Смотрели» мы часа 4, вернее я сидела в кресле, а мой Герман мигом влился в детский коллектив (кстати, весьма разновозрастный, от 2 до 6).

Так, всего за пару часов, решение было принято - мы будем ходить в садик. Хотя я, мама, к этому еще была (и остаюсь) морально совсем не готова. Мне многое не нравится, не внушает доверия и т.д., но… - детский сад (допускаю, что именно НАШ детсад, т.к. он действительно необычный) очень нравится моему сыну, и он туда с удовольствием ходит! Значит, в нашей семье детсаду быть 🙂

Прошло уже полгода, как мы посещаем садик. Однако «посещаем» все-таки весьма условно. Мы не спешим туда рано утром, т.к. Герка любит поспать (я сознательно не «ломаю» его биоритмы). Я всегда интересуюсь его желанием, поэтому в сад мы ходим совсем не каждый день. Ломки психики, как нетрудно догадаться, в данном случае никакой. Детский сад для моего Германа – радость и каждый раз праздник, а не тяжелая повинность.

Что для этого стало главной причиной?
- достаточно взрослый возраст для назревшего ЖЕЛАНИЯ ребенка быть в коллективе (3,5 года);
- постоянная возможность выбора – идти в сад или остаться дома;
- обстановка и воспитатели в самом детском учреждении, которые понравились ребенку;
- дети в группе, с которыми сразу получилось найти общий язык;
или все-таки все эти факторы вместе?

2 комментария

  1. Ярослава:

    Вы, наверное, правы, что делаете все по желанию ребенка. Но ведь ребенок уже большой, скоро пойдет в школу. Не окажется ли так, что, привыкнув все делать так и тогда, как и когда ему нравится, он с трудом адаптируется в школе, где нужно подчиняться новым (и весьма жестким) требованиям, независимо от того, нравится тебе или нет? Что Вы думаете по этому поводу?

  2. Гера:

    Начнем с того, что я вообще ПРОТИВ подчинения где бы то ни было (и в школе в том числе), поэтому постоянно повторяю своему сыну: только ТЫ можешь принять за себя решение, как и что ты будешь делать, и помни — тебе же придется нести ответственность за это. Слишком серьезно для трехлетки? Уверяю вас, вполне доступно, если вы говорите об этом с ребенком в подходящий момент:
    «Что, обидно, любимая картинка в книге разорвана? Но ты же САМ захотел прокатиться по ней на велосипеде?»
    «Больно пальчику, сломался ноготок? А ведь это ТЫ отказался подстригать ногти» и т.д.
    — конечно, в этих и подобных случаях я МОГЛА предотвратить ситуацию (забрать книгу, насильно подстричь ногти…), но как тогда ребенок осознает, что ОН ОТВЕЧАЕТ ЗА СЕБЯ? Что ОН МОЖЕТ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ ЖИЗНЬ?

    Также я совсем не согласна, что знания и практические умения (то, за чем, собственно, в школу ходят) можно получить только с помощью жесткой дисциплины. Это такая долгая тема.… Отвечу коротко: я решила, меня интересует только то, КАК будет ПРИМЕНЯТЬ полученные знания мой сын, и будет ли ему это ИНТЕРЕСНО, а где он знания будет добывать – в школе, в другом месте, или из собственного опыта, это уже вопрос – да это даже не вопрос, это будет его самостоятельный выбор.

Добавить комментарий для Ярослава Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *