Доверие – учителям, признание – детям

Однажды, вместе с первоклашками в школе появилось и несколько неравнодушных родителей. Быстро объединившись в родительский комитет, вскоре, они пришли ко мне с вопросом:
-Почему наши дети с огромным энтузиазмом развешивают на стенах квартир плакаты и постеры с изображениями артистов и певцов, наделяют их самыми высокими званиями мегазвезд, фанатеют от них, а к учителям относятся или с опаской или с пренебрежением.
Ответ напрашивался сам собой:
-Артистам создают привлекательный образ, а постеры с их изображениями – неизменно, яркие и красочные, лица их всегда радостно улыбаются. Это манит детей и притягивает.
-Что мешает нам создать такой же привлекательный образ учителя?
Я на минуту задумался, и был вынужден ответить:
-Ничего не мешает.
-Так давайте делать. Пусть наши дети фанатеют от учителей, и внимают каждому их слову, широко открыв свои удивленные глаза.
И ведь сделали, Они переговорили с каждым учителем в отдельности, пригласили фотографа…
В результате, в актовом зале школы появилась галерея учительских портретов. Они расстались со своими «назидательными масками»: улыбались, смеялись и излучали доброжелательность. Каждый портрет сопровождался небольшим текстом, сообщавшим об их умениях и увлечениях. Кто-то писал стихи, кто-то делал вкусные котлеты, а кто-то умел от души дурачиться!..
Результат не заставил себя долго ждать. В скором времени у каждого учителя среди учащихся появились последователи и восторженные почитатели. Любители котлет – устраивали дегустации, стихи несли тем, кто мог их оценить по достоинству, театр организовали те, кто умел и хотел хорошо веселиться. Возникли кружки, дискуссионные клубы, клуб интернет – путешественников, художественные и модельные студии… Поводов для признания и одобрения детей сразу оказалось более чем достаточно.
В школе закипела Нормальная Человеческая Жизнь.Кстати, многие увлечения возникали прямо во время учебного процесса – сказывалось всеобщее, пристальное внимание к этой важной области школьной жизни. Если вы заглянете к учителю литературы, то она вам непременно расскажет следующую историю:
— Все началось с чтения рассказа Брэдбери о девочке, которая никогда не видела Солнца. Рассказ произвел на детей такое сильное впечатление, что всем захотелось, чтобы «солнца» вокруг них стало, как можно больше. Именно тогда и появилась эта замечательная идея: делать фотографии ярких «солнечных» пейзажей и вешать их на стены класса. Теперь уже ими вся школа украшена.
А знаете, как в пасмурную погоду или когда просто плохое настроение, наши глаза тянутся к этим ярким снимкам? Не передать!
Что же думают обо всем этом сами учащиеся? Послушаем?
— У нас оказалось много общего с учителями. Это создает атмосферу доверия и безопасности, почти как дома.
— Я бы очень не скоро познакомилась с учительницей географии. Она работает в старших классах. А ей так нравятся мои стихи.
Свои она тоже дает мне почитать. Приятно, когда знаешь, что ты не одна, Такая!
— Я уже в выпускном классе, а ближе всех мне оказалась учительница из начальной школы, с ней мы разыгрываем анекдоты на сцене про школьную жизнь. Когда я слышу, как хохочет зрительный зал, я сам чуть не падаю от смеха. Такие десятиминутные представления дают мне огромный заряд энергии, после них я готов «горы свернуть».
Нечто подобное может сказать почти каждый ученик. Основная мысль их высказываний – ОНИ СМОГЛИ НАЙТИ ДРУГ ДРУГА, найти самое главное — Круг Своего Общения. Но возникает законный вопрос: не обременительно ли все это для учителей, которые и так перегружены – дальше некуда. Надо дать слово и им:
— Нет, не обременительно. Ведь делаем именно то, что и самим нравится. Никто не заставляет, никаких планов, отчетов и какого бы то ни было принуждения. Знаете, как говорят: для лакомого кусочка – всегда найдется уголок, или минутка. По существу, мы вместе рисуем «каракули», да еще, при этом, и нахваливаем друг друга.
— А я люблю смеяться над анекдотами, так ко мне со всей школы приходят рассказать что-нибудь новенькое. Наверно, им нравится, как я смеюсь, да мне и самой нравится это делать. Веселимся, что ж тут обременительного?
— Никакой Тяжелой Ноши нет, мы лишь «раскрашиваем нашу жизнь цветными карандашами». Надо признать, раньше она была ну уж очень черно – белая.
Мне не раз приходилось наблюдать, как учителя, рассматривая свои портреты, впервые вывешенные в таком количестве и в таком качестве, говорили:
-Так вот мы какие!
Похоже, они сами были удивлены не меньше своих подопечных. В психологии есть известное всем явление: люди стараются соответствовать в большей степени тем обязательствам, о которых ими заявлено наибольшему числу людей. Выражения учительских лиц на портретах – оказались тем самым обязательством. Они и на самом деле становились добрее, жизнерадостнее и веселее, даже не замечая этих изменений за собой. А дети заметили и откликнулись таким же отношением.
Есть такой тест: детям предлагаются карточки с обозначенными на них различными видами деятельности. Например: сходить в кино, порыбачить, помочь родителям, сходить в гости, прочесть книгу и т.д. Таких карточек – всего 20. Среди них есть та, ради которой все и затевается, на ней написано – УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ. Тестируемым предлагается пронумеровать их все, расположив в порядке убывания привлекательности того или иного занятия.
По тому, какой номер присваивается ребенком «школе», легко вычисляется степень выраженности у него школьной фобии. Чем она выше, тем сильнее стресс получает ученик при каждом ее посещении. Конечно, я провел такое тестирование среди учащихся. За полгода привлекательность школы для детей передвинулась с 16-18 места на 3-5!
Общее мнение учителей: работать на уроке стало намного легче. И вот почему. Стоит кому-то из учеников завозиться или зашуметь не вовремя – его тут же останавливают свои же одноклассники: «Ты что, она такие котлеты умеет делать!» Оказывается, этого вполне достаточно. Авторитет!
Родительский комитет (коллектив неравнодушных родителей) был в восторге от достигнутых результатов. Мысль о том, что можно сделать что-то еще, не давала им покоя. К началу следующего учебного года у них уже были новые предложения.
Чем дольше я работаю в школе, тем больше убеждаюсь: основная проблема нашего образования кроется в одной единственной причине – родители, отдающие своих детей в школу, не знают, собственно, чего от нее можно хотеть. Хотелось бы верить, что опыт обычной краснодарской школы поможет многим родителям восполнить этот пробел, увлечет и подвигнет их к активным действиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *