Рисование для мам и малышей

Если говорить о занятиях рисованием с маленькими детьми, то я бы их поделила примерно на три абсолютно разных группы – от нуля до двух лет, от двух до трех с половиной (примерно), и старше трех с половиной. В каждой группе рисование проходит по своим законам. Начнем с совсем маленьких.

О самовыражении.

Экспрессия

Экспрессия.
Сухая пастель на велюровом картоне. Художнице 2 года 3 месяца, через два месяца после начала занятий в группе. Совершенно самостоятельная работа, даже часть мелков сложила обратно в коробочку. Маму больше всего восхищают проявления экспрессии, и она сверкает все ярче.

Наши маленькие человеки склонны заниматься искусством, выдавать гениальные произведения – или скандалить. Попытки ограничить свободу самовыражения (например, запрет лить воду на пол или раскрашивать себе ноги) скорее всего приведут к капризам и нервотрепкам. С другой стороны, предоставление ребенку полной свободы дезориентирует его и тоже способно вызвать непредсказуемые реакции. Ведь такие маленькие дети просто не знают, как работать с кисточкой и для чего положили бумагу перед ним. Из большого набора возможных применений всех этих новых штучек надо совместно с мамой отобрать не просто правильные, но и комфортные для обоих участников. Это оказывается довольно просто, надо только настроиться и почувствовать художника, а для этого провести ревизию своих ожиданий и понятий.

«Давай нарисуем кошку»

Стрекоза

«Стрекоза» Художнице 1 год и 5 месяцев. Работа нарисована за три подхода в три вечера (по минуте примерно). Дочка выбирает цвета, мама подает и складывает обратно в коробку. Сухая пастель на фактурном картоне.

Прежде всего мамам необходимо осознать, что до трех лет ребенок существует в так называемом доизобразительном периоде. Это означает удовольствие от собственно процесса и практически мгновенное прекращение рисования при просьбе «нарисовать птичку». После того, как ребенок выразил себя и получил удовольствие, можно увидеть птичку, рыбку, человечка, или следы почти всех стилей живописи от начала времен до 20 века. Можно показать ребенку, как его произведение принимает завершенную форму. При этом постараться не повторять темы изображений, а специально поиграть с ассоциациями. Пятнышко с хвостиком и ушками – кошка, пятнышко с клювиком – цыпленок. В следующий раз ищем в рисунке динозавра, потом – цветы в вазе, потом – путешественника в горах. А можно оставить рисунок, как он есть, и каждый смотрящий увидит в нем свое. Мама – ветер в горах, папа – негритянку в танце.
Но все это только ПОСЛЕ того, как рисунок сделан.
Многие мамы, прочувствовав необходимость предоставления свободы творчества ребенку, желают все рисунки оставлять в первозданном виде. Существуют абсолютно самостоятельные работы, к которым нечего добавить, такие есть у всех маленьких художников. И все же среди целей подобных занятий может быть совместное творчество мамы и ребенка. При правильном настрое и бережном отношении друг к другу мама и ребенок, создающие одну работу, получат много-много удовольствия от насыщенного общения. А бросать маленького человека вариться только в результатах своего объективного неумения – жестоко. Хотя, конечно, кроме совместного рисования подталкивать к дальнейшему развитию могут и совместные походы на выставки, и совместное рассматривание репродукций.

Где начинается творчество.

Чем младше ребенок, тем шире для него творческий процесс рисования. Какие баночки, как они открываются, и обнаружение того факта, что в одинаковых на вид баночках находятся разные краски – это тоже творчество. Вода в банке, намокающая кисточка – предмет творческого исследования.
Итак, технология для совсем маленьких. Лучше, если вода в прозрачной банке – там очень интересно краска плывет. Есть специальные непроливайки, но они, почему-то, обычно с непрозрачными стенками. От проливания хорошо защищает крышка с вырезанной дырочкой для кисточки. Тогда баночка становится специальным инструментом для особой игры, что защищает от игры «вылить воду из банки». Иногда.
Самая безопасная технология, особенно, если вы намереваетесь с самого начала освобождать время для себя – овощные пюре, муссы из ягод с манной кашей или “крутые” кисели. Помните, что голубой цвет дает красная капуста в кипятке, можно чуть соды. Прабабушкам нашим Елена Молоховец советовала пользоваться васильками.
Довольно трудно в этом случае разграничивать еду и рисование, поэтому лучше с самого начала посвятить время на привыкание художника к правилу “Краски не едят”.

Монотипия

Монотипия Художнику 1 год 3 месяца. Развозили краски по палитре, сделали отпечаток, потом подрисовали с педагогом то, что увидели.

Три баночки с пальчиковыми красками – очень хорошо, но хотелось бы, чтобы производители добавили к ним белую краску. К ним хорошо бы иметь палитру, чтобы заранее смешивать краски. Отличная палитра получается из белой кафельной плитки. Можно смешивать краски на палитре и делать прямо с палитры отпечаток. Просто положить поверх плитки лист бумаги, прижать и снять, поднимая за одну из сторон. Получаются живописные фактурные разводы, которые можно потом подрисовать. Называется МОНОТИПИЯ.
Двенадцать открытых баночек с краской – это слишком много для первых экспериментов лет примерно до двух с половиной. Хотя набор из двенадцати красок дает огромные возможности для колористических экспериментов. Есть наборы красок, в которых крышечки цвета краски, есть наборы с прозрачными крышками. В этих случаях можно предлагать малышу сделать выбор, какие краски открывать. Наборы из двенадцати баночек с белыми крышками получаются самыми нефункциональными, потому что приходится либо открывать все с риском того, что часть окажется на полу, либо навязывать ребенку выбор цветов.
Вообще искусство определяется тем, КАК сделана работа. Интенсивность мазков, плавность или резкость, скупость или размашистость, тщательная проработка или выразительная скорость определяют манеру художника и создают искусство. Наши маленькие художники вполне способны освоить множество выразительных приемов и рисовать движение или эмоцию раньше, чем смогут нарисовать правильный треугольник или прямую линию.

Поиск комфорта.

Очень китайские цветы

«Очень китайские цветы» Художнице 1 год и 9 месяцев, очень любит удлиненный картон, иногда рисует, располагая его горизонтально, иногда — вертикально. А еще мы любим ставить точки по углам картона. Сильно разведенная гуашь — кисточкой сначала набирается краска, потом кисточка отправляется в воду, потом рисуем

Листы бумаги могут быть разными. Далеко не всем детям комфортен для самовыражения стандартный альбомный лист. Кому-то нужны маленькие листики, кому-то большие А3 или куски обоев. Особенно популярен нашей группе формат полного размаха детской руки – А3 и чуть меньше. Но есть девочки, легко работающие в миниатюре. Иногда ребенок довольно долгое время выбирает удлиненный на китайский манер формат.
А еще к нам пришел двухлетний мальчик, и ему для самовыражения необходим формат А2, который он заполняет полностью и с размахом.
Следует упомянуть еще качество бумаги. К сожалению, большинство так называемых «альбомов для рисования» для него не подходят.
Сейчас почти все мамы знают о существовании пальчиковых красок. Они яркие и хорошо подходят детям. И совсем не всем детям подходит процесс рисования пальцами. Если дело происходит зимой, то холодные краски могут вызывать чисто физический дискомфорт. Но еще больше чистюль, которые и в шесть месяцев уже прекрасно знают, что нехорошо пачкаться.

Гроза

«Гроза» Художнику 2 года 5 месяцев, примерно пятое занятие рисованием. Формат бумаги — А2. Гуашь из набора 12 цветов. Очень интересно работа смотрится, если ее вращать. Художник тоже перемещался вокруг листа, так что верх-низ выбран произвольно.

Хотя все дети пробовали ставить отпечатки рук, чистый приверженец рисования пальцами у нас только один. К тому же у него имелся совершенно эксклюзивный дедушкин запас плотной и гладкой бумаги. Кстати, пальцем можно размазывать краску, а можно бить ладонью с краской по листу бумаги – получается похоже на перья птиц…
Хотелось бы, чтобы работы детей висели в комнате, чтобы их видели. Это, безусловно, дает опору для дальнейшего развития способностей. С другой стороны, далеко не все дети наслаждаются такой ситуацией. Иногда они хотят держать картины только для себя, и тогда стоит выделить специальное место. По прошествии некоторого времени, проживания требующих тайны эмоций или совершенствования техники рисунка, они сами стремятся показать свои работы. В любом случае, если ребенок не хочет показывать свои работы какому-то конкретному человеку, стоит прислушаться к нему, даже если это очень настойчивая бабушка.

Комфорт для мамы.

Положа руку на сердце, скажем, что мама хочет научить годовасика рисовать, чтобы получить хоть немного освобожденного времени. И существуют детки, которые в этом возрасте способны самозабвенно рисовать полчаса и даже больше. Но даже если вы счастливая мама такого сокровища, ребенок научится такому времяпрепровождению не сразу.
Для начала раз за разом придется раскладывать полный набор красок, готовить фартучек и место для рисования ради одного-двух пятен, а потом еще все собирать… и мыть…
Поэтому сразу ищите максимальный комфорт для себя в этом процессе – место рисования должно быть легко мыть, одежда как детеныша, так и мамы заранее предполагается для стирки. Работать следует низко, чтобы упавшая краска не разлеталась по всей комнате. В общем, чтобы любая деятельность малыша вызывала у вас восхищенную улыбку.

Энергия весны

«Энергия весны» Нетрудно заметить, что на картине весна сделана педагогом, но свежесть неба и яркость цветения создала именно художница… Возраст художницы — год и пять месяцев.

Иллюстрация к словам о том, что дети рисуют движение раньше чем правильные геометрические фигуры

Чтобы случайно упавшая баночка с водой не останавливала творчества. Сразу скажу, что если банка с водой толкается намеренно, то это хотя и творческий процесс исследования мира, но уже не рисование, и вы имеете полное право рисование прекратить.
Постарайтесь предусмотреть все возможные или наихудшие варианты развития событий и воздержаться от вскриков «ой, ну как же ты так» и «ой, не надо». После таких вскриков очень наглядно проявляются ступор и неуклюжесть, описанные во многих книжках по психологии. Обычно, если мама вскрикнет, увидев падение баночки с краской, то в течение примерно двух минут после этого на пол полетит вся коробка. Поэтому «спокойствие, только спокойствие».

Начинаем…

Если вы начинаете рисовать с ребенком до года, то процесс оставления следов на бумаге ребенку еще надо для себя открыть. Сосредоточьтесь на этом. Пусть детеныш поставит только один отпечаток ладошки, перемазавшись в овощах. Вы торжественно называете это рисунком №1, вывешиваете на видное место, и в течение дня несколько раз к нему подходите и хвалите картину и художника. Потом опять – вы все подготавливаете, говорите, что будете рисовать, показываете сами отпечатки пальцев, или ладошки, или кисточки – как вам нравится. Даете ребенку прикоснуться, с похвалой забираете лист сразу же, как тянет «краски» в рот. Вешаете на видное место и хвалите по-максимуму.
Обычно ребенок очень быстро привыкает к этой новой игре, в том числе и к условиям игры – кисточкой водить по бумаге, в банке с водой кисточку мыть, краски не есть, банку с водой не переворачивать.
Если начинать позже, то обычно у маленького человека уже есть свои представления об операциях с предметами – стучать кисточкой по столу, переворачивать банку с водой… Можно предоставить ему осваивать новые предметы в собственном ритме. А можно попытаться объяснить правила новой игры. В этом случае важно выделить три этапа. НАЧАЛО игры – приготовили место, надели фартучек, выбрали бумагу, краски и кисточку. Собственно ПРОЦЕСС – творим кисточкой или пальцами, на бумаге или где получится. ОКОНЧАНИЕ – изымаем результаты, хвалим и радуемся, закрываем краски, идем мыться.
В процессе при этом надо постараться не ограничивать ребенка лишними указаниями и запретами. Вместо них надо предлагать варианты игры «рисование». Например, нарисовал ребенок на столе – положить бумагу сверху и сделать отпечаток. Рисует на себе – сфотографировать.
И постарайтесь не заканчивать игру на «ой, что же ты наделал, так нельзя». Скажите какую-нибудь формулу окончания игры, например: «ну вот, рисовать закончили, отличная вещь получилась, теперь пойдем мыться». Этим вы закладываете возможность творчества в будущем и устойчивость к оценкам окружающих, в том числе педагогов.

Творчество = ШВОБОДА-А-А!

Рисование дает очень большую эмоциональную нагрузку, или лучше сказать встряску. Если ребенок слишком перевозбуждается, иногда только ожиданием рисования, лучше заняться аппликацией: рвать и клеить бумагу, мазать клеем и сыпать сверху песком или манкой. Из творческих занятий хорошо успокаивает лепка и для детей старше двух лет – раскрашивание сложных поверхностей, например, шишки.

У лукоморья...

«У Лукоморья» Совместно с мамой. Пластилин на декоративном картоне. Отрываем по кусочку от разных цветов, склеиваем вместе и одновременно размазываем по картону. Художнице 1 год и 9 месяцев.

Продаются наборы для гипсовых отливок с последующим раскрашиванием, ими можно пользоваться, но с оглядкой на «доизобразительный» период. Иначе говоря, расписывать курочку, динозавра или маску маленькому художнику может не понравиться. Это следует иметь в виду и уважать потребности годовасика. Со своей стороны можно предложить детенышу самые авангардные или доисторические варианты росписи.Вариант лепки для самых маленьких – вдавливать в соленое тесто фигурные макароны.
Можно размазывать пальцем пластилин. Если при этом отщипывать пластилин разных цветов, то получится очень живописный эффект.

Швобода-а-а!

«Швобода-а-а!»
Художнице 2 года 9 месяцев. Работа полностью самостоятельная, сделана за три минуты, пока преподаватель отходила кисточки вымыть. Гуашь из набора 12 цветов (желтый, оранжевый, потом зеленый, потом фиолетовый, потом белый) на зеленой картонке.

Кроме того, уже без эмоционального всплеска, а с чувством серьезности порученного дела, маленькие художники очень любят работать большим количеством краски. Под такую работу лучше сварить крахмальный или мучной клейстер и смешать его с красками. Рецепт – одна столовая ложка муки на стакан воды, довести до кипения, но не кипятить, остудить. Насыщенность клейстера можно варьировать – от половины столовой ложки, тогда клейстер льется, до двух столовых ложек, и тогда проявляется фактура мазка. Разложить в небольшие емкости, смешать с гуашью. Чем меньше гуаши, тем прозрачней результат. Клейстер и сам по себе, и с краской хорошо хранится в холодильнике.

Немного методики.

К двум с половиной годам ребенок может научиться:

  • Рисовать пальцами, всей рукой, кисточкой, процарапывать палочкой по краске, ватной палочкой.
  • Ставить точки, делать маленькие мазочки, проводить длинные мазки, делать волнистые линии.
  • Рисовать круговыми движениями.
  • Осознавать границы листа бумаги, останавливать размах движений соответственно листу.
  • Смешивать краски на палитре.
  • Рвать, резать и наклевать бумагу.
  • Резать пластилин или тесто, раскрашивать «скульптуры».

А ваш ребенок обязательно научится чему-нибудь еще, что мы здесь не упомянули.
Однако, строго поступательного движения нет. Детишки бросают заниматься и «затаиваются», чтобы потом осуществить какой-нибудь прорыв. Например, начинают вполне осознанно выбирать и размещать цветовые пятна.
Хотя можно выделить общие этапы совершенствования в рисовании, очень затруднительно назвать их последовательность. Каждый ребенок осваивает эти этапы в присущем только ему порядке и со своей степенью интенсивности. Хочется успокоить мам, обнаруживших, что ребенок, недавно методом ляпов кисточкой создававший шедевры, вдруг начинает развозить бессмысленные коричневые пятна. Или недавно аккуратно укладывающийся в пределы листа ребенок вдруг начинает делать размашистые мазки, не обращая внимания на то, что уже давно рисует на столе. Или кажется, что ребенок вообще забыл о существовании красок. Здесь нет регресса. У каждого ребенка свой путь в освоении мира. Если что-то происходит «вдруг» – это развитие и накопление опыта. Должно настораживать только долгое повторение одного и того же процесса, пусть даже при очевидной живописности результатов. Повторение должно служить толчком к пересмотру подхода, к поиску новых источников и материалов для творчества.

Желаем удачи!

Все цели занятий рисованием с малышом хороши. Даже если вы хотите просто освободить себе чуть-чуть времени – начинайте рисовать и лепить. Только помните, что чем больше вы хвалите малыша, тем больше освобождаете себе времени.
Если вы хотите научить детеныша управляться с кисточкой, ножницами, стикером и позаниматься мелкой моторикой – отлично. Результаты занятий к тому же можно подарить заинтересованным родственникам.

Новый год

«Новый год» Художнику почти год. Он принадлежит как раз к тем счастливым малышам, которые способны рисовать по сорок минут самостоятельно. Приближался Новый Год и среди множества листов бумаги обнаружилась елка в огоньках.
Краска разведена крахмалом. Иначе художнику не продержаться сорока минут…

Вы можете подарить детям и себе чрезвычайно интересный процесс самовыражения, привить вкус к созидательной деятельности. Творчество способно принести новое качество в нашу жизнь. Это отличный повод заняться своей душой, безопасный способ выплеснуть свои эмоции, возможность открыть и прожить другие подходы к привычным ситуациям и близким людям. Это время для того, чтобы сосредоточиться на себе, на своих ощущениях, на том новом, что привносит в вашу жизнь каждое движение кисточкой, новый цвет, которым вы ее наполняете.

P.S. Упомянутая в тексте группа работает в городе Краснодаре, Россия.

One comment

  1. Татьяна:

    Благодарю Вас за эту статью!!!!!!!!!!!!!вы помогли мне принять решение)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *