Как научить маленького ребенка избегать бытовых опасностей

Запреты для самых маленьких

Как только ребенок научился ходить, он начинает перемещаться по своим маршрутам и старается удалиться от родителей. Он обращается с предметами с ловкостью и быстротой, за которыми невозможно уследить, делая для себя все новые и новые открытия в познании окружающего мира. Как объяснить ему, что можно и нельзя? В возрасте от года и старше такой вопрос для родителей один из самых трудных.

"Воспитывать ребенка надо тогда, когда малыш лежит поперек кровати, а не вдоль" - гласит старая народная мудрость. И в данном случае это мысль как нельзя кстати. Поделюсь своим опытом.

Возможно, мне мой материнский инстинкт подсказал, или черта характера - жажда постоянного общения, но я разговаривала со своим сыночком с первых дней жизни. Нет, не сюсюкала, а именно разговаривала. Обо всем, что его и меня окружало. Пока он был совсем крошкой, я носила его в люльке-корзине за собой повсюду: сынок внимательно следил за мной своими глазенками и слушал, как я вслух комментировала все действия: "мама идет к окну", "мама кушает", "мама варит кашу" и т.д.

Когда он подрос и уже осознанно двигал ручками (после двух месяцев), я стала учить его полезным действиям: "открываем холодильник, чтобы взять яблоко" (разрешаю держаться за дверцу), "выбрасываем мусор в ведро" (вкладываю помятую бумажку в ручку и разрешаю бросить в урну), "открываем шторы, чтобы было светло" (вкладываю ткань в руку), "убираем игрушки в коробки" (еще сам не может, но каждый вечер это обязательно наблюдает), "убираем крошки со стола" (возит тряпочкой по столу, а крошки с пола аккуратно пальчиками собирает в коробочку и несем вместе в урну) и т.д.

В дальнейшем, когда малыш начал самостоятельно ходить и всем интересоваться, эти "опасные" действия перестали быть для него опасными. Сыну было уже не интересно мусорное ведро - он знает, что туда относят только грязное; он не заглядывает в холодильник просто так - только тогда, когда хочет кушать и просит об этом меня; не дергает шторы, а осторожно открывает. Я думаю, такое поведение ребенка вызвано не только пониманием действия, но еще и выработанной привычкой. Но надо признать, что что моего сына все же не удовлетворяют накопленные познания о "можно" и "нельзя" и и он начинает искать новые "искушения" и делать то, что никто вокруг не делает: все перевернуть, все переставить местами, залезть в самую узкую щель или на самый высокий стул и т.д. Конечно, все это проблемы возраста. Но разве нам, родителям, от этого легче?

Одним из способов моих запретов - это имитация негативного последствия. Покажу на примерах:
- нельзя подходить и трогать печь (также чайник и кастрюли) - подносим руку к печи и резко убираем ее с возгласом "Ах, как горячо, как рука болит!";
- подходим близко к мусорному ведру, наклоняемся к нему и резко отворачиваемся, делаем гримасу "отвращения": "Фу, как плохо пахнет, фу, как грязно, надо теперь вымыть руки!";
- стараемся достать до самой высокой полки, залазим (методом малыша) на стул и пытаемся дотянуться до нее рукой, делаем вид, что "рука не достает", потом "нечаянно" падаем: "ой, как больно ножке, ай-яй-яй!"

Такими "имитациями" можно обыграть многие житейские ситуации. Надо заметить, что все это делать надо с очень серьезным видом, т.к. дети быстро почувствуют подвох и могут вообразить, что это Вы так играете и вместо испуга получите в ответ задиристый смех.

Моя свекровь внука отучила от любопытства перед электрошнурами так: как только он подносил к ним руку, она незаметно старалась ущипнуть его за локоток. При этом тоже тянула к шнуру свою руку и также резко одергивала ее, якобы от щипка: "Ой, внучек, здесь ток щиплется, опасно!" и терла "от боли" свой локоть. Такой наглядый пример, да еще с неприятными физическими ощущениями, навсегда (надеюсь) оттолкнул малыша от изучения электричества.

Как альтернативу запретам, я также применяю тактику отвлечения. Моего от чего угодно можно отвлечь новым журналом про автомобили или музыкой с танцами.

"Нет", "Нельзя", "Не трогай"... - эти и другие слова с приставкой "не" чаще всего плохо или совсем не воспринимаются (даже взрослыми!), т.к. заранее несут в себя негативный смысл и отторгаются сознанием. Гораздо действенней называть вещи более конкретно: "опасно", "горячо", "скользко", "острое"... - такие термины оставляют в памяти визуальные образы, помогающие самостоятельно разобраться "а почему так?"

Итак, подведу итог в своем опыте запретов:
- постараться научить правильно пользоваться опасными предметами еще до того момента, когда ребенок этим заинтересуется сам;
- отвлекать в моменты изучения недозволенного, переключать внимание;
- взрослый разыгрывает перед ребенком имитацию негативного последствия поступка;
- вместо слова "нет" описывать негативные поступки и последствия.

А как действуют ЗАПРЕТЫ в Вашей семье? Поделитесь опытом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *