Материнская любовь

Недавно я посмотрела фильм «Вам письмо». Сюжет фильма не особенно важен, но меня просто поразил один эпизод из этой картины. Когда главная героиня уже разорилась, распродала все книги из магазинчика, всю мебель. Остались только полки. И вот она стоит, оглядывает прощальным взглядом все то, что ей так дорого, что досталось ей от мамы, выключает свет и в этот момент вспоминает, как она "кружилась" с мамой. В магазине среди прочих милых сердцу вещей висела фотография, где ее мама и она, 6-летняя девочка, кружились в нарядных одеждах. Это было одно из их самых любимых совместных занятий - кружиться. И вот, выключая свет, она видит тот миг, один из самых счастливых в жизни: среди пустых полок, в темноте, освещаемые лишь светом луны сквозь окно кружатся ОНИ: девочка в нарядном белом платье и ее мама... счастливые... смеющиеся...

Знаете, о чем я подумала? А что же я любила делать в детстве вдвоем с мамой? Так и не вспомнила. Конечно, были занятия и игры, которые мне нравились и в которые я играла одна или с кем-то. Только вот мамы среди этих кого-то нет. И мне стало очень страшно. Страшно, что когда-нибудь моя дочь тоже не сможет вспомнить, во что она любила играть в детстве с мамой. И вспомнив все то, что я знаю из психологии на эту тему, и пришла я к выводу, что воспитывать ребенка так, чтобы он вырос счастливым человеком - оооочень сложно и просто одновременно.

Отразила, что делаю миллион ошибок. Что иной раз бытовые проблемы для меня куда важнее общения с ребенком. Что я все делаю правильно: умываю, одеваю, кормлю, купаю... а ведь по большому счету все это - не главное. Куда важнее чувствовать материнскую любовь и ласку. И заботу не о чистых носочках, а об искренней счастливой улыбке. Вот недавно, например, такой случай был. Мою посуду, осталась уже одна тарелка с ложкой - ерунда, минутное дело. И приходит плачущая Света. Я ей говорю: "подожди, солнышко, сейчас мама посуду домоет..." Ребенок молча разворачивается и уходит. А меня как током ударило: "Да какого черта! Что мне эта грязная тарелка? Ведь дочери я нужна не через минуту, не через час, а сию секунду! Ей СЕЙЧАС плохо, а не когда я посуду вымою". Знаете: очевидная мысль, но ДОШЛА до меня она только недавно. И что-то плохо мне от этой мысли стало. Потому как нет уверенности, что всегда для меня на первом месте будет дочка, а не какое-нибудь очередное суперважное дело. Но первый шаг сделан: я задумалась.

Конечно, не стоит доводить мою мысль до абсурда. В реальности каждая мама знает, когда её чадо просто капризничает, а когда действительно стоит бросить дела и обратить всё внимание на ребенка. Трудно отвлечься от начатого дела… грязные руки… физическая и моральная усталость … есть еще куча причин, чтобы не откликнуться на просьбу малыша или попросить его подождать «немножко». И всего-навсего одна-единственная причина, чтобы все бросить: просто подумайте о том, что вы – самое близкое на свете существо для маленького человечка и вы ему сейчас очень НУЖНЫ. Поставьте себя на его место, и вы меня поймете.

Еще хочу немного пофилософствовать о воспитании. Каждому ребенку помимо всего прочего необходимо чувствовать себя любимым и знАчимым. Ну, с любовью более или менее понятно. А знАчимость? Это чувство того, что другим людям (в первую очередь маме и папе) важен сам малыш, важны все его новости, переживания и проблемы. Очень часто происходит так: встречаясь вечером после разлуки с мамой, ребенок взахлеб начинает с ней делиться пережитым за день. Мама, понятное дело, тоже днем не дурака валяла и к вечеру порядком устала. А дома еще ужин готовить… уборка… стирка.… В общем, общение с ребенком откладывается. И когда, наконец, все дела переделаны, мама готова выполнить родительский долг: пообщаться с ребенком. Заглядывая в глаза и спрашивая: «Ну, как прошел твой день?» она рискует получить в ответ ничего не значащее «нормально». Что и говорить, что со временем такие отношения вряд ли перерастут в дружбу между мамой и дитём. А надо-то всего ничего: уметь выслушать, сопереживать и сочувствовать. Под сочувствовать я имею в виду не только жалость, но и все другие чувства. Сочувствовать – проникнуться ТЕМ ЖЕ чувством. Если вам рассказывают что-нибудь радостное – то посочувствуйте, порадуйтесь вместе :).

И последнее. Наверняка многие об этом читали или слышали. На прогулках волей-неволей приходится становиться свидетелем таких событий:
- Петя, отойди от лужи!
- …
- Петя, я кому сказала: отойди от лужи!
- …
- Какой непослушный мальчик! Вон Вася в лужу не лезет, какой молодец!
Или:
- Федя, ты зачем у Кати отобрал игрушку? Видишь, Катя плачет? Какой ты злой и нехороший мальчик!

Не буду писать много, просто скажу, что:

1. Ни в коем разе нельзя критиковать ребенка как личность, навешивать на него ярлыки типа «неряха», «непослушный» и «плохой». Критиковать можно только ПОСТУПКИ ребенка и желательно объяснять, почему то или иное действие вам не по душе. Называть же ребенка нелестными эпитетами можно в одном единственном случае: если вы хотите вырастить непослушного плохого неряху. Уверенные в себе люди не вырастают из тех, кого в детстве постоянно называли недотепой.

Не программируйте детей на плохое! Лучше называйте их красавицами и умницами!

2. Не сравнивайте ребенка с другими. Каждый – уникален! Сравнивайте его только с самим собой: «Еще вчера Маша не умела застегивать пуговицы, а сегодня – посмотрите, какая молодец! – сама застегнула почти все пуговки на кофточке!»

Вот, пожалуй, и все. Буду рада, если кого-то мой опус заставил задуматься. Идеальных родителей не бывает, но на то мы все и люди, чтобы учиться на собственном опыте и делиться этим опытом с другими.

Наталья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *